Официальная позиция РПЦ по острым социальным вопросам

О позиции Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в отношении дискуссий по т.н. «бэби-боксам»

 

В последнее время в публичном пространстве ведется активное обсуждение проблем, связанных с использованием т.н. «бэби-боксов» (ящиков для анонимного оставления новорожденных детей, якобы призванных спасать их жизни).

Рассмотрев имеющиеся материалы, касающиеся практики использования таких ящиков в России и зарубежных странах, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства заняла отрицательную позицию в отношении использования т.н. «бэби-боксов». По мнению Патриаршей комиссии отсутствуют какие-либо основания утверждать, что их использование действительно содействует заявленной цели – спасению жизни детей, при этом такая практика оказывает серьезное отрицательное влияние на общество и на нравственное сознание людей, может вести к тяжелым последствиям для детей, нарушать права семьи, родителей и детей.

Несмотря на то, что в некоторых странах такая практика существует уже много лет (при этом в ряде зарубежных стран, включая европейские, она запрещена), какие либо веские подтверждения ее эффективности для спасения жизни новорожденных детей в исследовательской литературе отсутствуют. Сторонникам этой идеи не удалось подтвердить ее эффективность. Убедительных данных, говорящих о снижении числа инфантицидов при использовании «бэби-боксов», нет. Это верно как для зарубежных стран, так и для тех регионов России, где в порядке эксперимента «бэби-боксы» уже использовались.

Имеющиеся данные указывают, что «бэби-боксами» пользуются не матери, собиравшиеся убить новорожденных, а женщины, которые в ином случае могли вообще не отказываться от ребенка.

Действующее Российское законодательство позволяет родителям, не желающим воспитывать своих детей, оставить их в детских учреждениях (с последующим лишением родительских прав). При таком оставлении гарантирован контроль за дальнейшей судьбой ребенка, ему сразу же может быть оказана необходимая медицинская помощь, минимизируются его похищения или совершения в отношении него преступления. В случае «бэби-боксов» такие гарантии отсутствуют. В зарубежной практике известны случаи получения детьми тяжелых повреждений, а также их смерти в результате переохлаждения за время нахождения в «бэби-боксах».

«Бэби-боксы» ведут также к серьезным нарушениям прав самого ребенка, а также прав его родителей. Ребенок, оставленный в анонимном ящике, лишается возможности знать своих родителей, историю своей семьи. Что еще более существенно, в большинстве случаев мать оставляет своего новорожденного ребенка в «бэби-боксе» без согласия и ведома его отца (который мог бы хотеть самостоятельно воспитывать ребенка, если этого не желает мать), иными словами отец и ребенок насильственно разлучаются при этом друг с другом. Известны случаи, когда младенцев оставляли в «бэби-боксе» без ведома самой матери (родственники с целью избавления от нежелательного будущего наследника, психически нездоровые родственники и т.п.).

Такие случаи уже происходили и в России: 10 сентября 2015 года на Ставрополье в «бэби-боксе» была оставлена полуторамесячная девочка. На следующий день в больницу пришла женщина, заявившая, что она мать оставленного ребенка, а в бэби-бокс его принесла без ее ведома бабушка. По сведениям ставропольских СМИ, инцидент произошел после ссоры бабушки и матери на фоне нехватки средств на воспитание и уход — в неполной семье уже был один ребенок.

При этом возвращение ребенка, оставленного в «бэби-боксе», родителям, крайне затруднительно, особенно в ситуации массового использования подобных ящиков. Как правило, оно возможно лишь в судебном порядке после генетической экспертизы.

Кроме того, практически невозможно создать юридические процедуры, полностью защищающие ребенка, оставляемого в «бэби-боксе» от преступных посягательств, в том числе от его фактического похищения, возможности стать жертвой преступников, торгующих детьми и т.п. Именно в связи со всем этим против анонимных ящиков для оставления детей неоднократно выступали Комитет ООН по правам ребенка, Европейский суд по правам человека, однозначно отрицательно оценивает их Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П. А. Астахов.

Наиболее существенны отрицательны нравственные последствия практики использования «бэби-боксов».

Сегодня в России отказ от своего ребенка считается аморальным и неприемлемым. При этом «бэби-боксы» позволяют снять остатки стыда за отказ от ребенка и приблизить такой отказ к норме. Возможность оставить ребенка без стыда за это – цель существования таких анонимных ящиков. Таким образом, они помогают женщине перешагнуть свой стыд, тайно сделать то, что явно сделать стыдно – отказаться от своего ребенка. Однако уничтожение стыда за дурные поступки, как правило, ведет вовсе не к уменьшению их числа, а наоборот – к их существенному росту. То, что становится не стыдно делать анонимно, вскоре без стыда начинает совершаться и публично. Использование «бэби-боксов», снимая стыд за оставление детей, может привести к существенному росту числа детей-«отказников» в России (не только оставляемых в анонимных ящиках, но и публично бросаемых родителями).

Сегодня государство поддерживает различные инициативы по формированию и сохранению семейных ценностей в нашем народе. В частности, профилактика отказов от новорожденных, рекомендованная к внедрению Министерством здравоохранения РФ, позволяет предотвратить до 50% таких отказов.

Без всякого использования «бэби-боксов» за последние годы снизилось и число инфантицидов – убийств новорожденных детей. Большой вклад в эти изменения делает и Русская Православная Церковь – через работу с матерями в кризисной ситуации, оказание помощи семьям, напоминание обществу о незыблемых нравственных принципах.

С учетом того, что сколько-то убедительные статистические данные в пользу использования бэби-боксов отсутствуют, связанные с ними риски высоки, их использование оказывает серьезное отрицательное нравственное влияние на общество, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства считает, что представителям Русской Православной Церкви не следует поддерживать использование «бэби-боксов», необходимо отрицательно оценивать возможность использования такой практики.

http://www.orthedu.ru/news/15205-poziciy-v-otnoshenii-diskussiy-po-tn-bebi-boksam.html

 

Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с публикацией официальной позиции ЮНИСЕФ, поддерживающей законодательное признание однополых союзов

В ноябре 2014 года ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) опубликовал документ с изложением своей позиции, озаглавленный «Искоренение дискриминации детей и родителей по признаку сексуальной ориентации и/или гендерной идентичности» [1]. В этом документе, ЮНИСЕФ, в частности, дает свои определения понятий «сексуальная ориентация» и «гендерная идентичность», осуждает законы различных стран, «криминализующие» гомосексуальное поведение и пропаганду гомосексуализма, призывает к изменению социальных норм, а также выражает официальную поддержку законодательного признания однополых союзов, мотивируя это заботой о правах детей.

В связи с публикацией данного документа Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства Русской Православной Церкви заявляет следующее:
1. Комиссия глубоко обеспокоена тем, что Детский фонд ООН использует свои возможности, статус и ресурсы, предоставляемые ему различными странами, поддерживая явления и подходы, не только лишенные прочных международно-правовых оснований, но и противоречащие традиционной культуре большинства народов, а также нормам естественной и религиозной нравственности. Подобные действия наносят ущерб международному сообществу и ведут к подрыву нравственной легитимности ЮНИСЕФ и других учреждений ООН.
2. Семья основывается на браке между мужчиной и женщиной, одной из важнейших целей которого является рождение и воспитание детей. Именно поэтому семья признана Всеобщей декларацией прав человека и другими важнейшими документами международного права «естественной и основной ячейкой общества» [2]. Брак между мужчиной и женщиной и основанная на нем естественная семья необходимы для продолжения существования человеческого рода и каждого народа, без них невозможны подлинное человеческое достоинство и свобода. Попытки изменить определения семьи или брака, включив в них однополые союзы, наносят тяжкий ущерб обществу и нарушают основополагающие права и достоинство человека. Законы, воплощающие такие попытки в жизнь, являются ничем иным, как формой беззакония.
3. Такие попытки наносят особый ущерб детям. Детскому фонду ООН должно быть известно, что дети рождаются от союза мужчины и женщины, а не от однополых союзов. Наилучшим интересам каждого ребенка отвечает рождение и воспитание в семье, в которой он знает своих отца и мать, окружающих его любовью и заботой. Передача детей на воспитание однополым парам является тяжким нарушением прав и законных интересов ребенка. Таким образом, призывая к легализации однополых союзов в связи с воспитанием детей, ЮНИСЕФ, вопреки своему мандату, содействует не защите прав детей, а их существенному нарушению.
4. Комиссия напоминает, что термины «сексуальная ориентация» и «гендерная идентичность», использованные в тексте документа, не имеют всеобщего международного признания и не определены ни в одном основополагающем международном соглашении глобального характера. Как верно отмечают сами авторы документа, в настоящее время не существует обязывающих международных договоров, прямо затрагивающих «дискриминацию» по признакам «сексуальной ориентации» или «гендерной идентичности». Включение этих искусственных категорий в существующие перечни запрещенных оснований дискриминации, осуществляемое некоторыми международными институтами, является произвольным и неправомерным.
5. Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства надеется, что государственные власти Российской Федерации и других стран-членов ООН обратят внимание на недопустимость использования возможностей ЮНИСЕФ, Комитета ООН по правам ребенка и других международных институтов для легитимации безнравственных и нарушающих общепризнанные на международном уровне права человека, в том числе права детей, подходов и концепций. Комиссия призывает всех православных христиан и других людей доброй воли, включая политических и общественных деятелей, а также представителей негосударственных организаций всех уровней, всеми законными средствами противодействовать такому злоупотреблению возможностями международных структур. [1]

UNICEF. Position Paper No. 9 (November 2014) – Eliminating Discrimination Against Children and Parents Based on Sexual Orientation and/or Gender Identity [2] Ст. 16 (3) Всеобщей декларации прав человека, ст. 23 (1) Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 (1) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Преамбула Конвенции ООН о правах ребенка и др.

 

http://www.orthedu.ru/news